На главную Контакты Сайт создается
ИСКУССТВО
Дорогие друзья!

Издание журнала «Личность и Культура» (ЛиК) с 1999 г. позволило в новом формате увидеть значение культуры и, в частности, искусства, для благополучия и отдельного человека, и всего общества. Это позволил ряд рубрик ЛиК: Страна, Общество, Власть, Бизнес, Труд, Наука, Экономика, Образование, Искусство, Религия, Философия, История, Психология. Эти рубрики дополняют другие, где, главным образом, рассматриваются различные прикладные аспекты. Уникальный опыт журнала позволяет систематизировать значение искусства в таком виде:

  1. Искусство, как и наука является способом познания окружающего мира.
  2. Наука обращена в основном к понятийному аппарату человека. Искусство обращено к эмоциональному аппарату.
  3. Понятийный аппарат требует логического, рационального мышления, эмоциональный аппарат – чувственного переживания.
  4. Для логического мышления важны причинно-следственные связи, для чувственного переживания – эстетические качества предмета восприятия, гармония или дисгармония.
  5. Логическое мышление использует понятия и является понятийным мышлением, Чувственное, эмоциональное переживание оперирует образ, форму изображения, звука, движения. Все вместе составляет образное мышление.
  6. Понятийный аппарат принадлежит левому полушарию головного мозга. То есть, левому полушарию свойственно понятийное мышление. Эмоциональный аппарат и образное мышление принадлежат правому полушарию. Оба полушария, естественно, связаны друг с другом, как это показано на рисунке из Интернета. Их взаимодействие может протекать по той же схеме, как между спиралями РНК и ДНК. В таком виде Природой обеспечивается их максимально продуктивная деятельность. Каждое полушарие обладает своими индивидуальными качествами, принципиальными особенностями. Это позволяет максимально проявиться каждому качеству в процессе деятельности сознания в целом.
  7. Современные нейронауки указывают на то, что мышление человека является весьма автономным. Человек осознает свою мысль через 0,3 секунды после того, как она возникла. Содержание этой мысли формируется биохимическими характеристиками нейронов.
  8. Согласно п.7. становится очень важным формирование наиболее благоприятных биохимических характеристик нейронов. Учитывая существенное влияние на сознание человека его эмоционального аппарата, роль искусства становится одной их решающих.
  9. Для выполнения условия п.8. необходимо, чтобы оба полушария развивались гармонично. Важно, чтобы понятийному мышлению соответствовало образное мышление. А. Эйнштейн говорил, что в его научной работе ему помогал Достоевский не меньше, чем классики физической науки. Другим аргументом может быть то, что дисгармония производит только деструкцию. А деструкция может действовать только как деструкция. То есть, если мозг человека развивается недостаточно гармонично, в создании создаются очаги деструктивного поведения. Продуктом такого эффекта может быть известные особенности «переходного возраста». В этот период понятийный аппарат молодого человека приобрел уже крупный блок знаний (понятий), который не гармонизирован эмоциональным аппаратом из-за его пассивности, слабости, не структурированности. За «переходным сознанием» следует вся наша жизнь, для которой гармония и позитивный успех. Гармоничное сознание – главное приобретение нашей юности. Но и в зрелом возрасте доступен крупный прогресс именно за счет значительной роли эмоционального аппарата, его «эластичности», востребованности жизни.
  10. Из п.п. 1-9 можно сделать следующе выводы:
10.1. Искусство является необходимым условием благополучной жизни каждого человека, обеспечивая ему продуктивный интеллект и оберегая от деструктивных отношений. Материальное и эмоциональное благополучие создают ничем незаменимым синтез в состоянии человека.
10.2. Искусство сообщает созданию человека опыт человеческой жизни и расширяет его возможности в достижении успеха в любом аспекте личной жизни.
10.3. Искусство служит гармоничным отношениям в обществе и эффективному сотрудничеству, что способствует материальному и духовному благополучию страны.

В п.п. 1-10 мы постарались по возможности полно и понятно сообщить то, чем мы руководствуемся, стремясь быть полезными замечательному российскому городу, его истории, его людям.

Какими методами мы планируем реализовать наши представления, мы сейчас сказать не можем. Для этого есть веская причина – по законам самоорганизующихся систем это должно протекать через конкретные явления жизни. Другие направления в «Торжок-Проект» дадут для этого разнообразные возможности. Ведь мы – все вместе. Можем только заранее сообщить о нашем стремлении представить все виды искусства от живописи и литературы до балета и кино так, чтобы они стали частицей жизни человека. Очень большое значение мы придаем максимальной реализации культурного потенциала самого Торжка. Это – наш безусловный приоритет.

«Торжок-Проект» нами уже любим и сам по себе и как частица прекрасной России.
Елена Владиславовна Стародумова
Директор Бюро социальной этики и эстетики
научно-аналитического журнала "Личность и Культура".
Янина Гурова
Кандидат искусствоведения,
Вице-президент петербургской секции CID at UNESCO