Дорогие друзья!
Как и мои коллеги по другим направления программы «Торжок-Проект», я надеюсь быть полезной в вопросах развития малого бизнеса по опыту нашего предприятия производственного кооператива «Меридиан 2000». Предприятие было зарегистрировано в январе 1990 г. Мы производим художественную продукцию из дерева, а также ведем обучение росписи по дереву. К особенностям кооператива я бы отнесла то, что на волне Перестройки им были органично восприняты стремления строить новую страну. Мы думали ее построить вместе со всеми к 2000 г. Поэтому в его деятельности значительное место занимает социальный аспект и благотворительность.
Сразу отмечу, что я не планирую кого-либо учить правильно вести бизнес и, вообще, учить жить. Но в нашей долгой деятельности было много случаев, когда мы видели, как ведут себя факторы успеха и факторы «неуспеха». Причем сами эти факторы часто таковыми и не выглядели.
Практика в бизнесе – первое дело. К числу «невидимых» факторов могу смело отнести благотворительность. В период 1988-1993 г. наш бизнес принадлежал к самой успешной сфере. Об этом можно судить по тому, что та матрешка, которая сегодня стоит 2500 р. тогда стоила 120 р. Но тогда зарплата инженера была 120 р. в месяц. Примем для надежности, что зарплата инженера сегодня 25000 р. в месяц. Тогда стоимость матрешки сегодня будет в 10 раз меньше, чем тогда. То есть, рентабельность этого сектора снизилась в 10 раз! Но тогда было, как тогда, и мы с упоением занялись благотворительностью. Сейчас мы не прекращаем этой практики, хотя ситуация, как я показала, существенно изменилась.
Но вот, что нам принесла благотворительность. Обратившись к другим людям, которые нуждаются в помощи, мы обратили свое сознание к реальному миру, раздвинули рамки восприятия и ощущения. Словами этого не передать. Но, что значит в бизнесе «ощущать ситуацию», думаю и не надо бизнесу объяснять словами.
И вот наш крохотный кооператив претерпел великие штормы этого тридцатилетия и заканчивает его с тремя громадными социальными проектами: национальный «Проект 808» (практическое содействие реализации Указа Президента № 808 от 24.12.2014 г. об «Основах государственной культурной политики»), «Глобальная культура» (международная учебно-просветительская программа по искусству) и «Ты это – ты» (обучение искусству детей в Детских домах для интеллектуального и духовного развития, а также для социальной адаптации и самореализации себя в обществе). Аналогов таких проектов нет. И мы замечательно ощущаем себя в этом мире как его творцы.
Наверное, нас не упрекнут, если мы попытаемся более детально сообщить о своем опыте.
Чтобы пояснить «вопрос с ощущением», хочу сослаться на одного из своих замечательных коллег (каждый из них замечателен по-своему) – Николая Борисовича Покровского. В одном из своих материалов он сообщает: «Ученые ИС РАН и ИСЭПН РАН констатируют «сокращение возможностей для ускоренной модернизации страны» по линии «проблем развития человеческого потенциала». Выводы ученых ИСПИ РАН не менее тревожны: «…основные сферы общественной жизнедеятельности по большинству важнейших показателей находились за критической чертой развития». Исследования российских ученых показали более низкий уровень уважения к труду и стремления к успеху в российском обществе по сравнению с развитыми странами. Герман Греф утверждает, что Россия как страна-дауншифтер не способна стремиться к успеху».
Влияние этих факторов на нас очень важно. Действительно, я не испытываю такого острого чувства стремления к успеху, как это видится на Западе. И не вижу его у других россиян. Один пример Герострата говорит о многом. Молодой житель Эфеса 21 июля 356 г. до н.э. сжег храм Артемиды и сообщил, что сделал это для того, чтобы его имя помнили потомки. Вот и мы его помним. Но были и более благополучные примеры стремления к успеху – Д. Рокфеллер, Арнольд Шварценеггер и множество других людей, чье стремление к успеху принесло колоссальные плоды. От истории мы получили иной менталитет. С этим надо считаться. Когда ты понимаешь проблему, ты способен ее успешно решить. Малый бизнес в г. Мышкине поражает своими успехами не меньше, чем Арнольд Шварценеггер. Очевидно, реальность дала импульс этому феномену.
Вот мы опять вернулись к «реальности», к тому, что ее важно ощущать. Этому служит, конечно, не только благотворительность, но и определенные знания. Однако, и здесь замечу, что знания усваивает левое полушарие нашего головного мозга, а ощущение – правое. Хорошо, когда они задействованы одновременно и гармонично. И здесь замечу, что гармония – это минимизация затрат. То есть, у бизнеса есть немало инструментов для успеха. О том, что видится нам с коллегами я постараюсь сообщить в программе «Торжок-Проект», которая только начинается этим сайтом.
В бизнесе все надо попробовать в практическом деле. А у кооператива есть свой практический интерес в Торжке. Как я уже сообщала, мы выпускаем художественные изделия из дерева. Наш естественный интерес в продаже таких изделий. Но не только это. Мы можем организовать производство такой продукции в Торжке из наших деревянных заготовок. Для бизнеса главное – прибыль. Такой формат присутствия позволяет сделать гораздо больше, чем просто вербальное общение с бизнесом, от которого, по моим наблюдениям, предприниматели (в т.ч. и в Торжке) уже подустали. Могу заверить, что мы с коллегами в рамках программы «Торжок-Проект» намерены сделать как можно больше. Разумеется, мы готовы и к неудачам. Они – не менее ценны.
На этом сайте мы будем размещать информацию о том, что может быть полезно для бизнеса Торжка по мере того, как будем лучше себе представлять бизнес Торжка и становиться ему ближе. |