ОБРАЗОВАНИЕ |
Дорогие друзья!
В статье «Когда приходит мысль» (Личность и Культура. – 2018.- с. 10-12.) сообщается, что в рамках программы «Торжок-проект» в части «Образование» авторы будут стараться найти место в школьном пространстве различным видам искусств. Мы уже «присмотрели» это место – школьные стены. В этом отношении у нас уже есть некоторый опыт в Санкт-Петербурге. Статьи по изобразительному искусству из нашего журнала «Личность и Культура» по согласованию с руководством нескольких школ размещались на стенных стендах.
В этой практике мы обнаружили очень важную деталь. Некоторые школьные специалисты говорили нам, что школьники и не смотрят, что размещено на стенах. Им это не интересно, им главное вырваться домой. Нам кажется, что единственно возможным выводом в этой ситуации является то, что школьники дистанцировались от школы. Этот факт никак нельзя считать благоприятным. Тем более, в таких ситуациях наши предложения могут оказаться очень актуальными и эффективными для «возвращения» детей в смысловое пространство школы. «Ожившие» действием искусства, школьные стены могут сделать школу более близкой и дорогой. Эти стены могут сообщать школьникам очень много важного и полезного для их жизни сверх учебных программ. Они же, как Интернет, могут существенно расширить границы их мира. Но в отличии от Интернет вместе с расширением границ мира, в новых пространствах не будут теряться признанные ценности человеческих отношений, подлинные ценности жизни. Искусство, как носитель гармонии будет сообщать школьнику привычку отделять истинное от ложного, временное от вечного, случайное от закономерного. Есть основания полагать, что прямым следствием этого будет повышение успеваемости за счет более организованного отношения к учебному процессу и более четкого понимания его важности. Также можно ожидать и более лояльных отношений как в школьной среде, так и за ее пределами. Вполне можно ожидать и более благоприятного психологического климата во всех аспектах за счет приоритета (даже не всегда осознанного) гармоничной среды обитания.
Все это – закономерные продукты правополушарного мышления, ассоциированного с эмоциональным аппаратом. Кроме того, образное мышление правополушарной области мозга позволяет решать задачи, которые в принципе не доступны для левого полушария (понятийное мышление). Таким образом интеллект школьника реализует более полно свой потенциал и при этом - с позитивных позиций.
Вспоминаются слова психолога гимназии № 272 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Галины Васильевны Андреевой из интервью для нашего журнала: «Преподавание по-прежнему ориентировано на конечную сумму знаний, а не на стратегию их получения. Будущее, как считают психологи, за программами, развивающими работу правого полушария мозга, ответственного за образное мышление» (ЛиК. 2000 г. - № 6/5). Это мнение близко, очевидно, и позиции Первого Правительства большевиков. В школьной программе за подписью Н.К. Крупской было прописано два урока по рисованию в неделю. Однако на практике это положение вытеснили другие взгляды и позиции.
Возвращаясь к словам Г.В. Андреевой, надо отдать себе отчет в том, что школьные реформы – вещь сложная и долгая. А вот внеклассную работу по приобщению школьников к искусству можно начать уже сейчас (хоть завтра в полном смысле слова) посредством школьных стен. И это находится в полном согласии с Указом Президента РФ № 808 от 24.12.2014 г. об «Основах государственной культурной политики». Данный Указ ориентирует школу не на поверхностное знакомство с произведениями искусства, а даже на овладение языком искусства. Этой задаче придано стратегическое значение. Основание для такого статуса искусства поясняют мои коллеги в разделе «Искусство».
Другое направление хорошо известно – внеклассная работа.
Говоря о внеклассной работе, не можем не отметить, что в российских школах, в частности, в петербургских, накоплен колоссальный и очень ценной опыт. Этот аспект также очень важен, так как позволяет школьникам находить предметную форму тем знаниям и опыту, который они приобрели. В этом случае более четко структурируется понятийный аппарат школьника, его личная система ценностей, его приоритеты, методы выбора ориентиров в условиях повышенной неопределенности. Различные проекты, которые реализуются в рамках внеклассной работы могут весьма успешно адаптировать школьника к условиям «взрослой» жизни. Здесь – и выбор профессии и другие важные составляющие спектра реальности. Замечательно, что современные средства коммуникации, в первую очередь – Интернет, позволяют людям общаться практически безгранично. Для культурных связей большой страны, духовной общности, а также для практической деятельности это – беспрецедентное преимущество эпохи. Сегодня это средство доступно любой школе. Использовать его целевым образом очень важно. В течение одного учебного года жизнь школы может преобразиться. Здесь все зависит от личности специалистов, которые в этом процессе заняты, организуют и направляют его. Тонкостей и проблем в этом процессе огромное количество. Вот поэтому здесь уместно вернуться к школьным стенам. Произведения искусства, которым там нашлось место, могут служить старшему не меньше, чем младшему контингенту школы. Тому и другому контингенту произведение искусство будет раскрывать свое содержание по-своему, т.е. содержание - одно, но образ его многолик. А если к этому добавить общение через Интернет, в т.ч. в рамках специальных семинаров, встреч, совещаний и пр., то никаких оснований для тупиковых ситуаций не останется. Нарастающий прогресс культуры, как это было в эпохи Ренессанса и Просвещения будет стимулировать созидательные силы общества. Общественная мысль все более избирательно будет относится к таим компонентам жизни как сотрудничество, взаимопонимание, взаимоуважение, миролюбие. Ни такая ли среда является наилучшей для наиболее плодотворного применения тех знаний, которые школа дает своим ученикам? Мы с пониманием относимся к тому, что школа это – уникальный институт общества. Этот институт требует к себе бережного отношения, уважения своих традиций и практик, осознания своих требований и условий, признания обществом прав личностей персонала на свои позиции и индивидуальный выбор, и при этом безусловного подчинения своей дисциплине. Последнее условие непосредственно вытекает из принципа целостности системы. Мы полагаем, что, только сочетая все эти школьные нормы, можно достигнуть наилучших результатов. А именно к таким результатам мы и стремимся.
|
Тамара Леонидовна Сивкова
Начальник Отдела прикладной культурологии ЗАО «Гуманитарный фонд»,
Координатор Секции социологии культуры Рабочей группы
социально-экономического проектирования Санкт-Петербургского союза ученых.
Елена Витальевна Жаринова
Заведующий Лабораторией перспективных технологий образования ЗАО «Гуманитарный фонд»,
Ответственный редактор журнала «Личность и Культура» |
|